Органный концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским»
Цикл концертов «Время органа»
Времена года — поздним вечером непредсказуемого петербургского апреля вы переместитесь в две абсолютно разные весны с Вивальди и Чайковским. Цикл из четырёх скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди, наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Фрагменты сочинения прозвучат в версии для скрипки и органа.
Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен Пасакальей. В органном репертуаре Пассакалья занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Пройдя по мостику, ведущему из барокко в романтизм, мы встретимся с Феликсом Мендельсоном-Бартольди. Помимо своей композиторской деятельности, Мендельсон, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом. Его сочинения, основанные на немецкой органной традиции, неразрывно связаны с творчеством Баха. Цикл из Шести сонат – центр органного мира композитора. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. 17 церковных сонат Моцарта — подлинные миниатюрные шедевры, одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников. Ave verum, удивительный по своему мелодизму мотет, написанный Моцартом в последний год жизни, прозвучит в органной транскрипции Ференца Листа.
Времена года — вас приглашают в весну Вивальди и Чайковский.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья до минор BWV 582
Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для скрипки и органа)
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 1 ми мажор «Весна» из цикла «Времена года» RV 269 в 3-х частях (переложение для органа и скрипки): I Allegro – II Largo – III Allegro
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ave verum corpus (переложение для органа соло Ференца Листа)
Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа Зигмунда Сатмари)
Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ (переложение для скрипки и органа)
Пётр Чайковский (1840–1893) Март – Апрель – Май из цикла «Времена года» 12 характеристических картин опус 37 (переложение для скрипки и органа)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №5 ре мажор ор. 65/5
I Andante – I Andante con moto – II Allegro
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Вера Демченко, скрипка
Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет