Литургия ZERO
По роману Ф. М. Достоевского «Игрок»
Режиссёр: В.Фокин
Автор: Ф.М.Достоевский
Актёры: А.Шагин (артист Московского театра "Ленком") / А.Поламишев, А.Большакова / М.Зимина, н.а. России И.Волков / А.Лушин, н.а.России С.Паршин, Т.Жизневский, О.Соколова, н.а. России Э.Зиганшина, С.Еликов, В.Алексеева, Е.Вожакина, И.Ефремов и др.
Продолжительность: 1 час 40 минут, без антракта.
Достоевский — один из тех авторов, с которыми неразрывно связана творческая жизнь Фокина. В 1968 году его дипломным спектаклем в Щукинском училище стала «Чужая жена и муж под кроватью», потом он обращался не раз и к «Запискам из подполья», и «Бобку», а в Александринском театре до сих пор идет выпущенный в 2005 году «Двойник».
Появление на афише Александринского театра имени Федора Михайловича Достоевского также вполне закономерно. С этим театром связана юность писателя… Здесь он часто бывал, следил за творчеством великих актеров... Именно в Александринском театре состоялись премьеры инсценировок по его произведениям, а такие спектакли, как «Идиот» и «Игрок», имели прочный и заслуженный успех. Для Валерия Фокина обращение к одному из самых эффектных и острых произведений Достоевского, к «Игроку» тоже не случайно. Логика творчества, логика артистической судьбы ведет этого режиссера к претворению на Александринской сцене самого, пожалуй, злободневного на сегодняшний день произведения Федора Михайловича Достоевского.
Тема игры, тема рулетки, порабощающей человека, заставляющей его изменить всему лучшему в себе самом, становится ключевой для всего спектакля. Литургия «ZERO», истовое служение нулю, пустоте, фикции, неминуемо приводит к распаду человека как личности: об этом писал Достоевский в «Игроке» — одном из самых личных своих произведений и об этом же размышляет в своей работе Валерий Фокин.